о себе
Союз Художников России
![]() |
о себе
Родился я под Вологдой среди красивых пейзажей северной природы. Окружали меня и моих друзей добрые люди дяди и тёти, верящие в то , что уж их-то дети обязательно доживут до коммунизма. Сами они, конечно-же не верили, что настанут такие времена " от каждого по способностям, каждому по потребностям". Но нам пытались внушить, что светлое будущее не за горами. Оглядываясь назад в прошлое размышляешь. Почему-то так устроена память, что остается в ней только самое, самое яркое. Если пейзаж то обязательно солнечный, если человек, то добрейшей души. А если собака всплывет в воспоминаниях, то обязательно виляющая хвостом, ласковая и преданная. Компьютер и всякие нынешние развлекалки, тогда, в моём детстве, ещё не придумали. Хорошо ли, плохо ли, но было чем занятся, кружки секции спортивные разные. Хотелось всё попробовать, там и там , интересно.
Дальше просятся строки В Высоцкого обожаемого мною творца:
Я вышел ростом и лицом -
Спасибо матери с отцом;
С людьми в ладу - не понукал, не помыкал;
Спины не гнул - прямым ходил,
И в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал...
Вспоминаю с каким трепетным чувством я вошел в стены детской художественной школы. долго не размышлял о своей будущей профессиии уже в пятом классе знал что буду художником.Были и сомнения, после армии работал водителем, но недолго. ударил по рулю ладонями- не моё это не моё. Принял решение учиться на худграфе КГПИ Кострома.
Здравствуй Ипатий! Здравствуй родной!
Сводами белыми в Волге качая,
Ты запеваешь мотив Костромской,
Ряды, каланча над молочной горой...
Голосом звонким во всё проникая
Годы учёбы с палитрой в руках,
Вечный вопрос "быть не быть..." откровеньем
Общага бессонная, дверь на распах
Дни перепутаны жажда в глазах
Сомненья в твореньи и вдохновенье
Скинуть напряг, взять напором кабак,
Сусанин покажет дорогу отважным.
В тысячи мест заведет знаменитый чудак,
Он никому не расскажет, что было и как...
Молодость шла остальное неважно.
Здравствуй Ипатий! Здравствуй родной!
Сводами белыми в Волге качая,
Ты запеваешь мотив Костромской,
Ряды, каланча над молочной горой...
Голосом звонким во всё проникая. (авт.)
После института преподавал в Детской Художественной Школе, но "кисти не забрасывал", творил, писал картины-картинки, лепил как говорится "фамилия обязывает".наверное я всеядный, нравится работать в скульптуре , живописи и графике . кумиров нет но очень много выдающихся и замечательных художников, не только прошлого, но и современности , которые нравятся мне. Вызывают восторг и желание творить создавать своё что-то.
Принятие меня в СХ России , после участия в региональной а затем во всероссийской выставке , выглядит как ступень на лестнице изобразительного искусства ,долгожданная и желанная.
Часто спрашивают, дескать , что даёт тебе этот Союз Художников? отвечаю - пинок под зад, что б работа шла полным ходом. Завершая слово о себе добавлю , как принято в сайтах людей моего круга, список выставок , каталогов,галерей.
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ
1. «Российский СЕВЕР» региональная выставка г. Вологда 2003г
2. «РОССИЯ Х» всероссийская выставка г. Москва 2004
3. «СКУЛЬПТУРА 2006» всероссийская выставка г. Липецк2006
4. «СКУЛЬПТУРА АРТ-ФОТО» всероссийская выставка г. Москва 2007г
5. «АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР» всероссийская выставка г. Москва 2008
6. «ОБРАЗ РОДИНЫ» всероссийская выставка 2008 г.Вологда
7. «Российский СЕВЕР-Х» региональная выставка г. Великий Новгород 2009
ПЕЧАТЬ 1.«ХУДОЖНИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ХХ века» альманах г. Вологда 2007г.
2. каталоги, статьи в журналах и газетах
М У З Е И , К О Л Л Е К Ц И И
1. ВОКГ
2. частные коллекции: Финляндия, Германия, Франция, Япония
контактный телефон: 89150476783
появился материал обо мне. располагаю статью Александра Сизифа - "Владимир Серов - две ипостаси художника"
обо мне
ВЛАДИМИР СЕРОВ: ДВЕ ИПОСТАСИ ТВОРЧЕСТВА
Названия скульптурных произведений Владимира Серова, подвергнутые преобразованию в алхимическо-поэтической реторте
Собачье счастье – злобный стражник – время,
овчарка, скотч-терьер и спаниель
с воображенья сбрасывают бремя,
континентальный кот мурлычет на апрель!
О, пёс-американец, – он пастушьей
собаки испытание и нервы!
Формует глину, красками и тушью
изображает мастер сны Минервы.
Дог – птичка улетела, – крокодил
и рыба-чёрт под соусом надежды.
Блажен морской конёк – он не судил
Геракла подвиги, не рвал на нём одежды!
Кабан и жёлуди, дельфины, самурай,
борцы из бронзы, носорог, Деметра
рожденьем образа предвосхищают рай
в объятьях исторического ветра.
Вот бегемотики возникли из воды,
Сокольская Венера бровь взметнула
на свежий пласт вспотевшей борозды
и в свете лунном саламандра утонула!
Хохлатая актриса, две собаки
медведя-рыболова не уймут!
Янцзы-реки показывает знаки
простая рыба в утешение уму.
Когда б не какаду и не портрет
четвероногого и преданного друга,
непознанным остался бы секрет
Иштар-богини жизненного круга!
О художнике многое могут сказать не только его произведения, что представляется очевидным, но в не меньшей мере также их названия. Если восприятие произведения зависит от индивидуального строя души зрителя, его способности к сравнениям, ассоциациям, то прочитывание названия предполагает в зрителе более отвлеченный уровень понимания – внутреннее мысленное видение.Бывает так, что образно сложные произведения имеют мало выразительные простые названия и, наоборот, зачастую непритязательные наглядные произведения получают не соответствующие им туманные названия. Это, бесспорно, вредит адекватному восприятию, а порой и вводит в заблуждение. По смыслу произведение всегда больше, чем его название. Однако верно и то, что название есть лишь вершина смыслового айсберга, своеобразный ключ к ассоциативной бесконечности. Поэтому очень важна роль искусствоведа, призванного не столько объяснять, исходя из образной наглядности, сколько приоткрывать завесу чудесного, заключенного в произведении искусства. Последовательное повествование о произведении в терминах композиции,пластики, фактуры, колорита, формы и содержания, опирающееся на художественную практику и теорию, в лучшем случае поможет выявить типологические его особенности в рамках традиций как отечественного, так и мирового искусства. Вопросы типологии темболее интересны, если иметь в виду творчество знаменитого однофамильца-предшественника – Валентина Александровича Серова (1865-1911).Как обрести и сохранить свое индивидуальное творческое лицо и не скатиться в подражательство столь известному классику?
Важно осознавать творчество как миссию и понимать свободу творческого волеизъявления как историческую ответственность художника, то есть решение им вопроса об отношении субъективного индивидуального к объективному универсальному. Иначе говоря, в творчестве художник через преходящее старается обрести познание вечного независимо от того, какие образы он создаёт – адекватные вещественно-материальной реальности или максимально отвлеченные от неё и пребывающие словно за чертой осязаемо-наглядной доступности. В любом случае вопрос «не что, а как?» остаётся в силе. Умение в
самом очевидном и естественном выразить незримое чудесное – суть важнейшая отличительная черта подлинной художественности. Живописца, графика, скульптора Владимира Серова можно назвать художником большого позитивного заряда. Его произведения исполнены лирической взволнованности, оптимизма, романтической устремленности за горизонт обыденного. Жизнеутверждающие в своей основе они будят в зрителе душевное томление по чарующему и невысказанному, некую грёзу о возвышенном, чистом и живительном для жаждущей просветления души. Творческая биография художника объемлется несколькими строками. Владимир Игоревич Серов родился в 1960 году. В 1986 году закончил художественно-графический факультет Костромского Государственного педагогического института. С 1987 года принимает участие во всероссийских, художественных региональных выставках. Член двух творческих союзов – Союза художников и Творческого Союза художников России.
Произведения художника находятся в частных и корпоративных собраниях Финляндии, Германии, Франции, Японии, Италии, США, а также в Вологодской Областной картинной галерее. Интересна история одного произведения В. Серова – бронзового бюста Мартироса Сарьяна. Изготовленный по заказу Музея М. Сарьяна в Ереване бюст прославленного мастера впоследствии оказался на аукционе, затем в частной коллекции, а впоследствии возник вопрос, в собрании какого национального государственного музея он займет своё достойное место.
Как скульптор Владимир Серов работает в разных жанрах – портретном, анималистическом, мифологическом. Ему послушны любые материалы – глина, гипс, дерево, камень, бронза. Произведения из бронзы, именно в силу самой природы этого представляющегося основательным и нетленным материала, обладают особенной выразительностью и притягательностью. Художественную правду художник понимает
не как слепок с натуры, пусть даже в той или иной мере стилизованный, идеализированный, что естественно ввиду самой поэтики выражения, но как неизбежное одушевление образа. Последнее и есть тайна или магия творчества: тонкие душевные флюиды умеющего слиться,зазвучать в унисон с натурой мастера, оплодотворенные сознанием объективного субстанциального, трансформируются в запечатленный в материале образ.
Поэтому декоративные рыбки из камня плывут и резвятся, подгоняемые воображением зрителя. Керамические дракончики оживляют в памяти сказочные образы детства. Матерый бронзовый медведь внушает почтительное благоговенье пред воплощенными в нём силой, мудростью и одновременно ранимостью самой Природы. Вынырнувший из воды марлин демонстрирует упругость тела и изящество полета. Экваториальная улитка, несмотря на свои бронзовые одежды, податливо-пластична; кажется, что её движение состоит из бесконечной смены мгновенных остановок и осторожного прислушивания к происходящему. Персидский кот умиротворённо мурлычет, храня своё достоинство и невозмутимость. Игривая лайка готова сорваться с места по первому зову заботливого хозяина-друга.
Бегущие по воде легки в движении и возвышенны в чувствах. Бюст Мартироса Сарьяна обращает мысленный взор к заснеженной вершине Арарата, весеннему ветру над цветущими садами Армении, к духовным сокровищам этой удивительной страны.Звери, птицы, рыбы, сказочные и мифологические существа,портреты современников, изваянные рукой искушенного и тонко чувствующего невидимые биения жизни мастера, красноречивы убедительностью форм, неотразимостью индивидуальных характеров и общностью витальной силы, материализовавшейся в художественном образе. Камерные скульптуры Владимира Серова есть лучшее подтверждение того, что так называемый кабинетный стиль – украшательство комнат и кабинетов соответствующими предметами и атрибутами деятельности, увлечений – не только остаётся актуальным, но и всё более приоритетным на фоне губительного воздействия технократической индустриальной среды обитания на природу. В этом смысле анималистические образы художника имеют особенное воспитательное воздействие, эстетическую ценность и художественную значимость.
Творческий пример Серова – равно умелое владение им разными материалами и техниками скульптуры, живописи и графики – исключителен универсализмом мировосприятия и понимания реальности как бесконечной сокровищницы художественного. Сама вещественность используемых художником материалов в статусе созданного образа обретает особую красоту и выявленное значение. Камень сосредоточенно углублен в себя. Дерево дышит, исполненное безмолвной музыкальной гармонии.
Бронза торжествующе звенит. Глина успокаивающе шепчет. Краски целомудренно чисты и окружены трепещущим ореолом неизъяснимого. Всё это говорит о том, что знание поэтики материала столь же важно для художника, как и эстетики выражения. Линия у Серова-графика легка, точна и лишена претенциозной замысловатости.Штрих мягок и бережен, свидетельствуя о большом душевном такте и чувственно щедром сердце художника. Живописная стилистика Владимира Серова богата вариативностью приемов, манер, сочетанием разных школ,направлений, эпох. Казалось бы, чем можно удивить в живописи,
если всё уже известно? Однако миллионы раз встающее поутру солнце, несмотря на периодичность и видимое однообразие процесса, будит в нас вроде бы одни и те же, но, тем не менее, и обновленные чувства.
Точно так же и подлинно живописная интерпретация обыденной реальности таит в себе бесконечность волнующих душу чувств, мыслей, ассоциаций.Серов обладает этой счастливой способностью – посредством живописания зримого будить чувства и мысли об ином, словно пребывающем под покровом вещественно-материального. Конечно, отдавая дань традициям описательного искусствоведения, можно говорить о любом его произведении как об образной повествовательной новелле. Например, симфония играющего на воде
солнечного света и отражения листвы склонившихся над водой деревьев словно подчеркивают глубину воздушного простора и невесомость небес. Уютный мостик, переливающаяся оттенками зелень травы, мажорная цветовая гамма ясного летнего дня – всё это создаёт атмосферу безмятежности и неторопливого ожидания чего-то приятно волнующего и интригующего перспективой непредвиденного и загадочного.
Мазок живописца то лёгок, нежен и прозрачен, то энергичен и вылеплен, чем достигается фактурное разнообразие,влекущее за собой соответствующую пластику ассоциаций. Такова картина «Мостик на Яузе». Любой зритель воспримет её по-своему – в полном соответствии со своим душевным укладом, эрудированностью и интеллектуальной мобильностью. То же справедливо и в отношении других произведений. Поэтому своеобразный облик художника целесообразно создать из названий его произведений, опуская в них кавычки, как это уже было сделано выше. Этот прием сродни поэтической алхимии, поскольку позволяет воспользоваться преимуществами поэтического языка с открывающимися возможностями смысловых ускорений, предваряющих удачной метафорой нечто напоминающее откровения оракула.
Названия живописных произведений Владимира Серова, подвергнутые преобразованию в алхимическо-поэтической реторте
Облака, утки, аллея, дубы,
на Яузе мостик, полевой букет
не предрешат живописца судьбы,
уверенно держащего кисть в руке!
Лосинка, озеро, у воды ива,
натюрморт с грушами в серебряный век.
Река, вздыхающая неторопливо.
Тотьма. Этюд в лесу. Роса на траве.
Зимний переезд и в долину рюмок
вид из окна, распахнутого в тишине,
врачуют того, кто привык угрюмо
взирать на жизнь, как на смерть во сне.
Пейзаж с коровой, натюрморт с нотами,
в селе Архангельском грибная пора
воскрешают сердце трудами, заботами
уходящего навсегда от родительского двора.
Партитура этюда: берёзок пение!
Балалаечник, яблоки, Богородская церковь в Москве,
забытого храма глазницы в Успение
и мгновение длящийся неизбывный век...
Живописные произведения Владимира Серова, при всех своих эстетических достоинствах, удивительны присущей им музыкальностью. Очевидные параллели между цветом и звуком, тональное многообразие, ассоциируемое с музыкальной динамикой, фактура и композиция, придающие живописному произведению сочность полифонии, здесь не при чем. Подобные сравнения давно стали расхожими. Их созерцание вызывает в душе какое-то внутреннее звучание, проявляемое как почти неуловимое чередование настроений самой природы, запечатленное художником в живописном материале. Это наводит на мысль о том, что музыка имеет объективное существование. Переживание музыки в безмолвии мысленного созерцания не означает ли, что всякое озвучивание есть материализация мелодической и гармонической сути Мироздания? Бесспорно, прочитываемая в произведениях В. Серова эта музыкальностьсамих природных стихий – воды, земли, воздуха, огня, дерева, камня – есть следствие его способности тонко чувствовать природу, сливаться с ней в единое целое, дышать её ритмами. Как здесь не вспомнить о живописности музыкальных творений композитора Александра Николаевича Серова – отца выдающегося художника! Устное предание о родстве двух родовых линий, хранимое в семье В. И. Серова, отнюдь не беспочвенно и заслуживает особого изучения. Чтобы обрести самобытность и оставаться всегда узнаваемым, совсем не обязательно изобретать нечто непременно новое, ранее не бывшее. Это не всегда и не всем по силам. Достаточно, даже оставаясь в русле традиции, поддерживать её своеобразием индивидуальных чувствований, что будет воспринято зрителем как напоминание о чем-то близком, знакомом, но в то же время, ввиду личностных особенностей творца, таящем в себе вибрации новых смыслов и переживаний. Творчество Владимира Серова принадлежит к той ветви искусства, которая украшена плодами произведений таких мастеров как Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Сомов, Николай Крымов, Станислав Жуковский. При этом В. И. Серов, при всём своём тяготении к импрессионизму и романтизму в пределах вдохновенного натурализма, непрестанно совершенствует свою стилистику, ищет новые пластические, колористические и смысловые решения. Возможно, сюрреалистические мотивы, звучащие в его «Долине рюмок», получат со временем дальнейшее развитие как в живописно-графических, так и в скульптурных произведениях.
Александр Сизиф
директор Института Футуристических Исследований
e-mail: serov003@yandex.ru подняться вверх